О времени явления иконы нет точных сведений, но существует два предания. Одно записано в XVIII ст. Священник Андрей Лысгов, на основании рассказа Гвагнина "О татарах", в своей "Скифской истории" в 1692 году записал следующее: "Есть еще в тех каменных горах, близ Бахчисарая, чудотворный образ Пречистой Девы Богородицы, о явлении которого так рассказывают. Появился некогда в тех каменных горах великий змей, который пожирал людей и животных (скотов), и потому люди бежали от того места и сделалась пустыня. Жившие там в это время греки и генуэзцы помолились Пресвятой Богородице, чтобы она их освободила от змея; и, действительно, однажды ночью на горе увидели горящую свечу на таком месте, куда нельзя было взойти, потому что гора была крутая и острая; поэтому вытесали ступени из камня, взошли туда, где горела свеча, и нашли образ Пресвятой Богородицы и горящую перед ним свечу; там же, недалеко от образа, нашли мертвого змея, распадшегося на части. Очень обрадовались, воздали большую благодарность Богоматери, избавившей их от этого зла, а змея, изрубивши на части, сожгли. С того времени тамошние жители начали ходить туда молиться Пресвятой Богородице, в особенности, жившие в Кафе генуэзцы; не только они, но и татары большую почесть тому образу воздают и много делают приношений". Другое сказание о явлении образа, кажется, записано в XIX ст. протоиереем Радионовым и Кондораки - каждым самостоятельно потому, что у каждого из них есть такие подробности, каких нет у другого. "В давно минувшее время, - говорит предание, - пастух какого-то топарха (князька той местности) Михаила загнал стадо для пастьбы в нынешний Успенский овраг и увидел на скале, саженях в 10 от земли, икону Божией Матери и горевшую перед нею свечу. Пастух рассказал топарху, который велел взять икону и принести ее в свой дом, находившийся в окрестных горах. Воля его была исполнена. Но на другой день икона оказалась на прежнем месте, на скале. То же повторилось и в другой раз. Тогда в скале вырубили пещеру для храма и перенесли туда икону, а снаружи построили к ней лестницу. Явление иконы последовало 15 августа, и потому храм был освящен во имя Успения Божией Матери". Вот таким было чудесное явление иконы Божией Матери "Одигитрия". Непримиримые и враждебные к православию татары с почтением относились к образу и при переселении греков просили оставить образ у них. В связи с этим, опасаясь нападения татар; митрополит Игнатий забрал с собой образ, но вез его не на руках, как подобает, а спрятанным в бочке. По приезде и основании города Мариуполя, образ был поставлен в Церкви Успения Божией Матери в память о той Церкви в скале близ Бахчисарая. Риза Иконы была вышита драгоценными камнями, бриллиантами и жемчугами. В 1936 году Храм был разрушен, на этом месте построили школу, а икона исчезла. Её местонахождение неизвестно по сегодняшний день. На сегодня в Мариуполе остались лишь копии этой иконы - в Свято-Николаевском Кафедральном Соборе и в храме на Черёмушках.
В 1779 г., при переселении греков в пределы России, они взяли с собой и чудотворную икону Божией Матери и перенесли ее в город Мариуполь, а на месте явления осталась точная копия с чудотворной иконы, которая тоже источала множество чудес и исцелений.
И потянулись вереницы подвод, увозивших тысячи христиан с полуострова. Опустела греческая деревня Мариамполь, расположенная рядом с монастырём, её жители осели на берегу Азовского моря, их поселение позже стало городом Мариуполем…
Историки высказывали разные предположения о происхождении иконы. Д. А. Хараджаев следует версии (записанной в XIX веке протоиереем Родионовым и В. Х. Кондараки со слов жителей Крыма) относит явление иконы к VIII веку. А. Л. Бертье-Делагард отмечал что возможно икона была принесена анатолийскими греками в Крым после падения Константинополя из окрестностей Трапезунда где располагался монастырь Панагии Сумелы.[Гибель Империи. Византийский урок. Документальный фильм.] Нахождение иконы в Мариамполе, в храме с Богородичным посвящением, документально зафиксировано с XVII века [4]. В 1778 году, при последнем Готфском митрополите святителе Игнатии (Газадини), Крымские греки переселились во владения Русской императрицы и перенесли святую икону в новый город Мариуполь, где с 1780 года она находилась в специально сооруженной для нее деревянной церкви в честь Успения Богородицы. В 1848 году Бахчисарайский образ Богоматери прославился чудотворениями во время эпидемии холеры. С заступничеством Богоматери связывали также спасение города в 1855 году, во время нападения англо-французской эскадры в Крымскую кампанию. Записи о других чудотворениях от иконы сохранились в делах Херсонской духовной консистории. С 1887 года икона была перенесена в каменный Успенский храм, где находилась в особом киоте с левой стороны алтаря. В аналогичном киоте справа был установлен список с чудотворного образа, также вывезенный из Крыма. Для украшения Бахчисарайской иконы было создано несколько риз. Одна из них, изготовленная в Крыму, имела надпись на греческом: «Моление всех благочестивых христиан содействием и ревностию жителей города Мариен, 1774, апреля 20 дня». Впоследствии эта риза украшала список иконы. Другая риза была изготовлена на средства жены генерал-лейтенанта войска Донского Евдокии Мартыновой. Третья, шитая жемчугом, усыпанная бриллиантами и другими камнями, была изготовлена монахинями в 1861 (?) году на средства от продажи приношений к иконе. К концу XIX-началу XX века икона пришла в ветхость. После 1918 года судьба её неизвестна. Однако в 1936 году храм был взорван, а икона и другие церковные ценности накануне были вывезены безбожниками в Киев. С тех пор нет сведений о местонахождении Мариупольской иконы Божией Матери. (Икона великомученика Георгия Победоносца находится в Музее украинского искусства в Киеве.) Обломки Свято-Успенской церкви, вероятно, были положены в основание рядом построенной школы, а на месте самого храма ныне располагается автовокзал.
О времени явления иконы нет точных сведений, но существует два предания. Одно записано в XVIII ст. Священник Андрей Лысгов, на основании рассказа Гвагнина "О татарах", в своей "Скифской истории" в 1692 году записал следующее:
"Есть еще в тех каменных горах, близ Бахчисарая, чудотворный образ Пречистой Девы Богородицы, о явлении которого так рассказывают. Появился некогда в тех каменных горах великий змей, который пожирал людей и животных (скотов), и потому люди бежали от того места и сделалась пустыня. Жившие там в это время греки и генуэзцы помолились Пресвятой Богородице, чтобы она их освободила от змея; и, действительно, однажды ночью на горе увидели горящую свечу на таком месте, куда нельзя было взойти, потому что гора была крутая и острая; поэтому вытесали ступени из камня, взошли туда, где горела свеча, и нашли образ Пресвятой Богородицы и горящую перед ним свечу; там же, недалеко от образа, нашли мертвого змея, распадшегося на части. Очень обрадовались, воздали большую благодарность Богоматери, избавившей их от этого зла, а змея, изрубивши на части, сожгли. С того времени тамошние жители начали ходить туда молиться Пресвятой Богородице, в особенности, жившие в Кафе генуэзцы; не только они, но и татары большую почесть тому образу воздают и много делают приношений".
Другое сказание о явлении образа, кажется, записано в XIX ст. протоиереем Радионовым и Кондораки - каждым самостоятельно потому, что у каждого из них есть такие подробности, каких нет у другого.
"В давно минувшее время, - говорит предание, - пастух какого-то топарха (князька той местности) Михаила загнал стадо для пастьбы в нынешний Успенский овраг и увидел на скале, саженях в 10 от земли, икону Божией Матери и горевшую перед нею свечу. Пастух рассказал топарху, который велел взять икону и принести ее в свой дом, находившийся в окрестных горах. Воля его была исполнена. Но на другой день икона оказалась на прежнем месте, на скале. То же повторилось и в другой раз. Тогда в скале вырубили пещеру для храма и перенесли туда икону, а снаружи построили к ней лестницу. Явление иконы последовало 15 августа, и потому храм был освящен во имя Успения Божией Матери".
Вот таким было чудесное явление иконы Божией Матери "Одигитрия". Непримиримые и враждебные к православию татары с почтением относились к образу и при переселении греков просили оставить образ у них. В связи с этим, опасаясь нападения татар; митрополит Игнатий забрал с собой образ, но вез его не на руках, как подобает, а спрятанным в бочке.
По приезде и основании города Мариуполя, образ был поставлен в Церкви Успения Божией Матери в память о той Церкви в скале близ Бахчисарая. Риза Иконы была вышита драгоценными камнями, бриллиантами и жемчугами.
В 1936 году Храм был разрушен, на этом месте построили школу, а икона исчезла. Её местонахождение неизвестно по сегодняшний день. На сегодня в Мариуполе остались лишь копии этой иконы - в Свято-Николаевском Кафедральном Соборе и в храме на Черёмушках.
В 1779 г., при переселении греков в пределы России, они взяли с собой и чудотворную икону Божией Матери и перенесли ее в город Мариуполь, а на месте явления осталась точная копия с чудотворной иконы, которая тоже источала множество чудес и исцелений.
И потянулись вереницы подвод, увозивших тысячи христиан с полуострова. Опустела греческая деревня Мариамполь, расположенная рядом с монастырём, её жители осели на берегу Азовского моря, их поселение позже стало городом Мариуполем…
Историки высказывали разные предположения о происхождении иконы. Д. А. Хараджаев следует версии (записанной в XIX веке протоиереем Родионовым и В. Х. Кондараки со слов жителей Крыма) относит явление иконы к VIII веку. А. Л. Бертье-Делагард отмечал что возможно икона была принесена анатолийскими греками в Крым после падения Константинополя из окрестностей Трапезунда где располагался монастырь Панагии Сумелы.[Гибель Империи. Византийский урок. Документальный фильм.]
Нахождение иконы в Мариамполе, в храме с Богородичным посвящением, документально зафиксировано с XVII века [4]. В 1778 году, при последнем Готфском митрополите святителе Игнатии (Газадини), Крымские греки переселились во владения Русской императрицы и перенесли святую икону в новый город Мариуполь, где с 1780 года она находилась в специально сооруженной для нее деревянной церкви в честь Успения Богородицы.
В 1848 году Бахчисарайский образ Богоматери прославился чудотворениями во время эпидемии холеры. С заступничеством Богоматери связывали также спасение города в 1855 году, во время нападения англо-французской эскадры в Крымскую кампанию. Записи о других чудотворениях от иконы сохранились в делах Херсонской духовной консистории. С 1887 года икона была перенесена в каменный Успенский храм, где находилась в особом киоте с левой стороны алтаря. В аналогичном киоте справа был установлен список с чудотворного образа, также вывезенный из Крыма.
Для украшения Бахчисарайской иконы было создано несколько риз. Одна из них, изготовленная в Крыму, имела надпись на греческом: «Моление всех благочестивых христиан содействием и ревностию жителей города Мариен, 1774, апреля 20 дня». Впоследствии эта риза украшала список иконы. Другая риза была изготовлена на средства жены генерал-лейтенанта войска Донского Евдокии Мартыновой. Третья, шитая жемчугом, усыпанная бриллиантами и другими камнями, была изготовлена монахинями в 1861 (?) году на средства от продажи приношений к иконе.
К концу XIX-началу XX века икона пришла в ветхость. После 1918 года судьба её неизвестна.
Однако в 1936 году храм был взорван, а икона и другие церковные ценности накануне были вывезены безбожниками в Киев. С тех пор нет сведений о местонахождении Мариупольской иконы Божией Матери. (Икона великомученика Георгия Победоносца находится в Музее украинского искусства в Киеве.) Обломки Свято-Успенской церкви, вероятно, были положены в основание рядом построенной школы, а на месте самого храма ныне располагается автовокзал.