Янус «аркада», «крытый проход» — в древнеримской мифологии — двуликий бог дверей, входов, выходов, различных проходов, а также начала и конца. С его именем связано название месяца январь.
Изображался с двумя лицами, обращенными в противоположные стороны (к прошедшему и будущему). Одно его лицо было лицом молодого, безбородого человека, смотрящего в будущее, другое — лицо бородатого старца, обращенное в прошлое. Само же имя божества происходит от латинского слова janua, которое означает «дверь», а также «начало». Название месяца «январь» — производное от этого же слова. В переносном смысле выражение «двуликий Янус»: неискренний, двуличный, лицемерный человек (неодобр.).
Арка Януса на Бычьем форуме, обрамляющем церковь Сан-Джорджио-ин-Велабро Три этимологии были предложены древними учёными, каждое содержит рассуждение о природе бога.
Первая этимология базируется на определении Хаоса, данном Павлом Диаконом, гласит: hiantem, hiare, быть открытым, от которого слово Янус образуется при потере гласных при начальном придыхании. В этой этимологии понятие Хаоса определяет исконную природу бога. Другая этимология была предложена Публием Фигулом и связано с Макробием: Янус был бы Аполло и Диана Яной, добавив Д для благозвучия. Это объяснение было принято А. Б. Куком и Дж. Дж. Фрэзером. Это поддерживает все последующие уподобления Януса небу, солнцу и луне. Оно также предполагает бывшее «Дианус», сформированное на «диа» — dy-eð2 из индоевропейского корня «дей», означающего блеск. В Латыни обозначено, как dies day (то есть «как день»), Диовис и Луппитер. Как бы то ни было, форма Диануса, обозначенная Фигулом, не была подтверждена.
Современные исследователи сделали предположение, что имя Янус происходит от индоевропейского корня, означающего переходное движение (на санскр. "yana-" или на авестийском «yah», с латинской «i-» и греческим «ei-»). Iānus затем будет названием действия, выражающим идею движения, прохождения, сформированного на корне «yā- < *y-eð2-», или на корне «ey», идущем от «eō, ειμι».
Остальные современные исследователи признают либо индоевропейскую этимологию, либо от Диануса, либо от корня «yā».
Один из древнейших греко-римских богов-индигетов, вместе с богиней очага Вестой, занимал заметное место в римском пантеоне. Уже в древности высказывались различные религиозные представления о нём и его сущности. Так, Цицерон связывал его имя с глаголом inire и видел в Янусе божество входа и выхода. Другие полагали, что Янус олицетворяет хаос (Janus = Hianus), воздух или небесный свод. Нигидий Фигул отождествлял Януса с богом солнца. Первоначально Янус — божественный привратник, в гимне Салиев его призывали под именем Clusius или Clusivius (Замыкающий) и Patulcius (Отворяющий).
Салии, в своей песне, называли Януса «богом богов» и «добрым создателем». Также его толковали как «мир» — mundus, первобытный хаос, из которого потом возник упорядоченный космос, и он из бесформенного шара превратился в бога и стал хранителем порядка, мира, вращающим его ось.
До появления культа Юпитера был божеством неба и солнечного света, открывавшим небесные врата и выпускавшим солнце на небосвод, а на ночь запиравшим эти врата. Затем он уступил своё место Юпитеру, а сам занял место владыки всех начал и начинаний во времени. Существовало также поверье, что Янус царствовал на земле ещё до Сатурна и научил людей исчислению времени, ремёслам и земледелию.
Его родители: Небо и Геката, женой Януса была Ютурна, сыном — Фонт, зятем — Вультурн. В греческой литературе его упоминает Прокл, отождествляя с Зевсом. Евгемеристические толкования называют его сыном Аполлона и Креусы, который основал город Яникул, жил на холме Яникул. Венилия родила ему дочь Каненту. По версии, он был эллин из Перебии.
В качестве атрибутов Янус имел ключ, которым он отпирал и запирал небесные врата (см. апостол Пётр). В качестве оружия привратника ему служил посох, для того чтобы отгонять непрошеных гостей. Позднее, вероятно под влиянием греческого религиозного искусства, Януса стали изображать двуликим (geminus).
Под покровительством Януса находились все двери — частного дома, храма богов или ворота городских стен, a так как он вёл счёт дням, месяцам и годам, то на пальцах его правой руки было начертано число CCC(300), а на левой — LXV(65), в сумме эти числа означают число дней года. По имени Януса названо начало года, первый его месяц — януарий. Вместе с тем Янус охраняет каждого человека с момента зачатия до рождения, и стоит во главе богов, под покровительством которых находится человек.
Первый храм Януса был воздвигнут, по преданию, царём Нумой Помпилием. Когда принималось решение объявления войны, царь или консул отпирал ключом тяжёлые двойные дубовые двери храма, украшенные золотом и слоновой костью, и перед ликами Януса под арками проходили отправлявшиеся на войну вооружённые солдаты и юноши, впервые взявшие оружие. В продолжение всей войны ворота храма стояли открытыми, когда заключался мир, то вернувшиеся войска вновь проходили перед статуей бога и храм вновь запирался на ключ.
Янус был также патроном дорог и путников, и почитался среди италийских моряков, веривших, что именно он научил людей строить первые корабли.
В жертву Янусу приносились вино, плоды и медовые пироги, а в начале года — белый бык.
Янус Янус - бог прошлого, настоящего и будущего, дверей, входов, войны и мира и покровитель всех начинаний, был одним из самых главных богов Рима, но его совершенно не знали греки. Согласно некоторым мифам, он был сыном Аполлона. Родился в Фессалии, но еще в юности приехал в Италию, где основал город на Тибре, который назвал Яникулум. Здесь к нему присоединился удалившийся в изгнание Крон (Сатурн), с которым он великодушно разделил свой трон. Вместе они приобщили к цивилизации дикое население Италии. Люди во времена их правления жили так богато, что эти годы часто потом называли золотым веком.
Янус в античной культуре Януса обычно изображали с двумя лицами, смотревшими в разные стороны, поскольку он хорошо знал не только настоящее, но и прошлое и будущее. Его также считали символом солнца, которое, поднимаясь, начинает новый день, а, опускаясь, завершает его. Были статуя с одним лицом, причем некоторые изображали старцев с седыми волосами и бородой, другие — юношей. Были и такие скульптуры, где Янус имел три или даже четыре головы. Начало всякого года, месяца и дня посвящалось Янусу, и в это время на его алтарь приносили специальные жертвы и читали особые молитвы. Он был также покровителем всех дверей и дорог, считалось, что только с его помощью молитвы доходят до ушей богов, поэтому во время всех религиозных церемоний его имя произносилось первым. Его часто изображали с ключами в правой руке и прутиком — в левой. Когда он представлял собой покровителя года, то в одной руке держал цифру 300, а в другой — 65. Считалось также, что он наблюдает за войной и миром. Янусу было посвящено множество храмов по всей Италии. Один из самых знаменитых его храмов назывался Янус Квадрифронт, поскольку он был квадратным. В каждой стене храма была одна дверь и три окна. Эти отверстия имели символический смысл — двери олицетворяли четыре времени года, а окна — двенадцать месяцев года.
Храм Януса Во времена войны двери храма были широко открыты, ибо люди, искавшие помощи или утешения, стремились в храм и приносили жертвы Янусу, но, когда наступал мир, двери тут же закрывались, поскольку помощь бога была больше не нужна. Впрочем, римляне были таким воинственным народом, что двери храма закрывались всего лишь три раза за семь веков, и то ненадолго. Празднества в честь Януса проводились в первый день нового года. Один месяц — январь — носил его имя и считался посвященным ему. В первый день этого месяца люди ходили в гости к друзьям и родственникам, желали им добра и дарили подарки — этот римский обычай сохранился до наших дней. Янус — не единственный среди греческих и римских богов, чье имя было присвоено месяцу или дню недели. По-латыни названия дней недели были такими: dies Solis (день солнца Аполлона), dies Lunoe (день луны Дианы), dies Martis (день Марса), dies Mercurii (день Меркурия), dies Jovis (день Юпитера), dies Veneris (день Венеры), dies Saturni (день Сатурна). Эти названия до сих пор используются в законодательных и юридических актах.
Изображался с двумя лицами, обращенными в противоположные стороны (к прошедшему и будущему). Одно его лицо было лицом молодого, безбородого человека, смотрящего в будущее, другое — лицо бородатого старца, обращенное в прошлое. Само же имя божества происходит от латинского слова janua, которое означает «дверь», а также «начало». Название месяца «январь» — производное от этого же слова. В переносном смысле выражение «двуликий Янус»: неискренний, двуличный, лицемерный человек (неодобр.).
Арка Януса на Бычьем форуме, обрамляющем церковь Сан-Джорджио-ин-Велабро
Три этимологии были предложены древними учёными, каждое содержит рассуждение о природе бога.
Первая этимология базируется на определении Хаоса, данном Павлом Диаконом, гласит: hiantem, hiare, быть открытым, от которого слово Янус образуется при потере гласных при начальном придыхании. В этой этимологии понятие Хаоса определяет исконную природу бога.
Другая этимология была предложена Публием Фигулом и связано с Макробием: Янус был бы Аполло и Диана Яной, добавив Д для благозвучия. Это объяснение было принято А. Б. Куком и Дж. Дж. Фрэзером. Это поддерживает все последующие уподобления Януса небу, солнцу и луне. Оно также предполагает бывшее «Дианус», сформированное на «диа» — dy-eð2 из индоевропейского корня «дей», означающего блеск. В Латыни обозначено, как dies day (то есть «как день»), Диовис и Луппитер. Как бы то ни было, форма Диануса, обозначенная Фигулом, не была подтверждена.
Современные исследователи сделали предположение, что имя Янус происходит от индоевропейского корня, означающего переходное движение (на санскр. "yana-" или на авестийском «yah», с латинской «i-» и греческим «ei-»). Iānus затем будет названием действия, выражающим идею движения, прохождения, сформированного на корне «yā- < *y-eð2-», или на корне «ey», идущем от «eō, ειμι».
Остальные современные исследователи признают либо индоевропейскую этимологию, либо от Диануса, либо от корня «yā».
Один из древнейших греко-римских богов-индигетов, вместе с богиней очага Вестой, занимал заметное место в римском пантеоне. Уже в древности высказывались различные религиозные представления о нём и его сущности. Так, Цицерон связывал его имя с глаголом inire и видел в Янусе божество входа и выхода. Другие полагали, что Янус олицетворяет хаос (Janus = Hianus), воздух или небесный свод. Нигидий Фигул отождествлял Януса с богом солнца. Первоначально Янус — божественный привратник, в гимне Салиев его призывали под именем Clusius или Clusivius (Замыкающий) и Patulcius (Отворяющий).
Салии, в своей песне, называли Януса «богом богов» и «добрым создателем». Также его толковали как «мир» — mundus, первобытный хаос, из которого потом возник упорядоченный космос, и он из бесформенного шара превратился в бога и стал хранителем порядка, мира, вращающим его ось.
До появления культа Юпитера был божеством неба и солнечного света, открывавшим небесные врата и выпускавшим солнце на небосвод, а на ночь запиравшим эти врата. Затем он уступил своё место Юпитеру, а сам занял место владыки всех начал и начинаний во времени. Существовало также поверье, что Янус царствовал на земле ещё до Сатурна и научил людей исчислению времени, ремёслам и земледелию.
Его родители: Небо и Геката, женой Януса была Ютурна, сыном — Фонт, зятем — Вультурн. В греческой литературе его упоминает Прокл, отождествляя с Зевсом. Евгемеристические толкования называют его сыном Аполлона и Креусы, который основал город Яникул, жил на холме Яникул. Венилия родила ему дочь Каненту. По версии, он был эллин из Перебии.
В качестве атрибутов Янус имел ключ, которым он отпирал и запирал небесные врата (см. апостол Пётр). В качестве оружия привратника ему служил посох, для того чтобы отгонять непрошеных гостей. Позднее, вероятно под влиянием греческого религиозного искусства, Януса стали изображать двуликим (geminus).
Под покровительством Януса находились все двери — частного дома, храма богов или ворота городских стен, a так как он вёл счёт дням, месяцам и годам, то на пальцах его правой руки было начертано число CCC(300), а на левой — LXV(65), в сумме эти числа означают число дней года. По имени Януса названо начало года, первый его месяц — януарий. Вместе с тем Янус охраняет каждого человека с момента зачатия до рождения, и стоит во главе богов, под покровительством которых находится человек.
Первый храм Януса был воздвигнут, по преданию, царём Нумой Помпилием. Когда принималось решение объявления войны, царь или консул отпирал ключом тяжёлые двойные дубовые двери храма, украшенные золотом и слоновой костью, и перед ликами Януса под арками проходили отправлявшиеся на войну вооружённые солдаты и юноши, впервые взявшие оружие. В продолжение всей войны ворота храма стояли открытыми, когда заключался мир, то вернувшиеся войска вновь проходили перед статуей бога и храм вновь запирался на ключ.
Янус был также патроном дорог и путников, и почитался среди италийских моряков, веривших, что именно он научил людей строить первые корабли.
В жертву Янусу приносились вино, плоды и медовые пироги, а в начале года — белый бык.
Янус - бог прошлого, настоящего и будущего, дверей, входов, войны и мира и покровитель всех начинаний, был одним из самых главных богов Рима, но его совершенно не знали греки.
Согласно некоторым мифам, он был сыном Аполлона. Родился в Фессалии, но еще в юности приехал в Италию, где основал город на Тибре, который назвал Яникулум. Здесь к нему присоединился удалившийся в изгнание Крон (Сатурн), с которым он великодушно разделил свой трон. Вместе они приобщили к цивилизации дикое население Италии. Люди во времена их правления жили так богато, что эти годы часто потом называли золотым веком.
Янус в античной культуре
Януса обычно изображали с двумя лицами, смотревшими в разные стороны, поскольку он хорошо знал не только настоящее, но и прошлое и будущее. Его также считали символом солнца, которое, поднимаясь, начинает новый день, а, опускаясь, завершает его.
Были статуя с одним лицом, причем некоторые изображали старцев с седыми волосами и бородой, другие — юношей. Были и такие скульптуры, где Янус имел три или даже четыре головы.
Начало всякого года, месяца и дня посвящалось Янусу, и в это время на его алтарь приносили специальные жертвы и читали особые молитвы. Он был также покровителем всех дверей и дорог, считалось, что только с его помощью молитвы доходят до ушей богов, поэтому во время всех религиозных церемоний его имя произносилось первым. Его часто изображали с ключами в правой руке и прутиком — в левой. Когда он представлял собой покровителя года, то в одной руке держал цифру 300, а в другой — 65.
Считалось также, что он наблюдает за войной и миром. Янусу было посвящено множество храмов по всей Италии. Один из самых знаменитых его храмов назывался Янус Квадрифронт, поскольку он был квадратным. В каждой стене храма была одна дверь и три окна. Эти отверстия имели символический смысл — двери олицетворяли четыре времени года, а окна — двенадцать месяцев года.
Храм Януса
Во времена войны двери храма были широко открыты, ибо люди, искавшие помощи или утешения, стремились в храм и приносили жертвы Янусу, но, когда наступал мир, двери тут же закрывались, поскольку помощь бога была больше не нужна. Впрочем, римляне были таким воинственным народом, что двери храма закрывались всего лишь три раза за семь веков, и то ненадолго.
Празднества в честь Януса проводились в первый день нового года. Один месяц — январь — носил его имя и считался посвященным ему. В первый день этого месяца люди ходили в гости к друзьям и родственникам, желали им добра и дарили подарки — этот римский обычай сохранился до наших дней.
Янус — не единственный среди греческих и римских богов, чье имя было присвоено месяцу или дню недели. По-латыни названия дней недели были такими: dies Solis (день солнца Аполлона), dies Lunoe (день луны Дианы), dies Martis (день Марса), dies Mercurii (день Меркурия), dies Jovis (день Юпитера), dies Veneris (день Венеры), dies Saturni (день Сатурна). Эти названия до сих пор используются в законодательных и юридических актах.